История Сибиряковского тракта

Полагаю, что название Сибиряковский тракт слышали многие. И хотя информации об этом достаточно в свободном доступе, не многие интересовались этим вопросом. Поскольку база Арбынья располагается непосредственно на этом тракте, а среди наших друзей и клиентов безусловно есть любознательные люди, мы решили опубликовать некоторые, не слишком занудные  материалы, дающие общее представление о незаурядном человеке и его свершениях, вошедших в историю нашей великой страны.
Участок Сибиряковского тракта
Александр Михайлович Сибиряков - исследователь Сибири, купец и меценат, один из инициаторов освоения Северного морского пути.
Александр Михайлович был активным членом Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества (основанного в Иркутске в 1851 г.), почетным профессором Томского университета, почетным гражданином г. Иркутска, членом научного и литературного общества г. Гетеборга, членом-корреспондентом общества военных моряков Швеции, почетным членом Шведского общества антропологии и географии, был награжден серебряной медалью Русского географического общества и орденом Св. Владимира 3-й степени за большой вклад в дело исследования Сибири, французским правительственным знаком отличия «Пальмовая ветвь» за помощь в организации экспедиции Ш. Рабо, шведским правительством за помощь в организации и проведении экспедиции А.Э. Норденшельда - орденом Полярной звезды.
Его именем был назван остров в Енисейском заливе и ледокол «Сибиряков», совершивший в 1932 году первое сквозное плавание в одну навигацию Северо-восточным морским путем из Архангельска через Берингов пролив.
В 2021 году исполняется 172 года со дня рождения Александра Михайловича Сибирякова.
Большую часть жизни Александр Михайлович провел в поисках водно-сухопутных путей, которые могли бы соединить Сибирь с Европейской частью России. Сибиряковым неоднократно предпринимались попытки организовать экспедицию для прохождения через Карское море к устью Енисея.
Причем Сибиряков сам принимал участие в таких экспедициях, часто представлявших большую опасность для отважных путешественников.
Так в 1880 г. он участвовал в плавании из Норвегии (г. Варде) через Карское море к устью Енисея на собственном пароходе «Оскар Диксон». Но пароход смог дойти только до Гыданской губы. Сибиряков описал свое путешествие в статье «Плавание шхуны «Оскар Диксон» в 1880 г. к устью Енисея».
В 1882 -1885 гг. Сибиряков вновь снарядил экспедицию на корабле «Норденшельд» для прохождения через Карское море на Енисей, но попытки вновь оказались неудачными.
В своей книге «О путях сообщения Сибири и морских сношениях ее с другими странами» Сибиряков писал о том, что плавания к устью Енисея через Карское море сопряжены с большим риском и имеют неопределенный характер, поэтому для коммерческих целей неудобны.
В связи с неудачными попытками пройти к Енисею по морю Александр Михайлович начинает поиски сухопутных маршрутов, которые могли бы связать мощные северные реки Северную Двину, Печору, Обь, Енисей.
На основании результатов исследований Сибиряков принимает решение попытаться установить связи Сибири с Европой через р. Печору.
В 1884 году Сибиряков лично отправляется в экспедицию по изучению водно-сухопутных путей на своем пароходе «Норденшельд», доходит до устья Печоры, на оленьих упряжках следует за Урал, добирается до Оби, доходит до Березова, затем прибывает в Тобольск.
Это путешествие утвердило Александра Михайловича в намерении соединить торговыми путями Сибирь и Европу через Приполярный и Северный Урал.
В 1885 году Сибиряковым была устроена зимняя дорога, соединяющая Ляпин (ныне Саранпауль, Березовский район, ХМАО-Югра) и с. Щугорское (ныне д. Усть-Щугор, Республика Коми).
13 июня 1886 г. «Высочайше разрешена была постройка северной Ляпин - Печорской дороги» шириной до 3 саженей, типа «неопределенного».
По Ляпин – Печорской дороге осуществлялась доставка хлеба из Сибири в Печорский край. Благодаря деятельности Александра Сибирякова цены на хлеб на территории Печорского края (ныне Республика Коми) снизились сначала в двое, а затем и в трое.
7 апреля 1889 г. Сибирякову высочайше разрешено строить южную Илыч - Сосвинскую грунтовую проезжую дорогу, шириною до 6 саженей, с правом пользоваться бесплатно срубленным при проведении дороги лесом.
Илыч – Сосьвинская дорога соединяла устье р. Ляга (Республика Коми) и юрты Няксимвольские (ныне с. Няксимволь, ХМАО-Югры). Протяжение всего пути – 120 верст, из них в пределах Березовского края – 87 верст .
В своей книге «К вопросу о внешних рынках Сибири» Александр Михайлович пишет: «... волок между рр. Илычем и Северной Сосьвой или Лозьвой и составляет собой водораздел между Сибирью и бассейном реки Северной Двины.... С устройством системы сообщений у нас получается водный путь, идущий от озера Байкал до Урала, и оттуда, через незначительный перевал в сто с небольшим верст, опять водный путь до Белого моря или устья Печоры.».
В Няксимволе на средства Сибирякова в 1893 году была построена церковь деревянная без колокольни. В 1902 году открыт самостоятельный приход во имя святителя Николая Чудотворца... Дом священника построен купцом Сибиряковым в 1895 году.
В 60 – х годах церковь была разобрана, рядом с местом нахождения храма был построен клуб.
Сибиряковский тракт использовался на протяжении 14 лет и затем был заброшен в связи с открытием других путей за Урал.
Планы Александра Сибирякова об организации водного пути от Байкала до Белого моря через Республику Коми не были осуществлены. Но идея о соединении транспортными путями Урала, Республики Коми и Белого моря жива до сих пор. Например, с 1996 года реализуется проект по строительству стратегической железнодорожной магистрали Российской Федерации, которая должна напрямую соединить регионы Сибири и Урала. Проект больше известен под названием Белкомур (Белое море – Коми – Урал).
Последние годы жизни Александр Сибиряков провел за границей, где жил на небольшую пенсию от Шведского правительства. Умер и похоронен в Ницце.

Made on
Tilda